Симеон Бекбулатович

Симеон Бекбулатович – татарский хан, состоявший на службе у Ивана Грозного. Участник Ливонской войны. С 1567 по 1573 управлял Касимовским ханством. В 1575-1576 годах формально был главой Русского царства. С 1576 года по 1585 стоял во главе Тверского княжества. Последние годы жизни провел в изгнании в монастыре под именем инока Стефана.

Симеон Бекбулатович и Иван 4

Ранние годы

Точная дата и место рождения неизвестны. Поскольку в 1570-е годы Симеон командовал большим полком во время Ливонской войны, то историки предполагают, что он родился примерно в середине XVI века.

При рождении его имя было Саин-Булат. Как и другие представители его рода, он был мусульманином. Летом 1573 по велению русского царя он перешел в православную веру. В крещении принял имя «Симеон».

Его отцом был астраханский хан Бек-Булат. Предположительно в 1558 году он был приглашен российским царем Иваном Васильевичем к себе на службу. Бек-Булат был внуком хана Большой Орды Ахмата (Ахмеда) – того самого, который противостоял русским войскам во время знаменитого «Стояния на Угре». Так что в крови Симеона текла кровь Чингизидов – потомков легендарного завоевателя Чингисхана.

Про мать Симеона известно очень мало. Ее звали Алтынчач, она была дочерью кабардинского князя Темрюка. Еще с начала 1550-х годов кабардинцы пытались заключить союз с Московским царством, чтобы оно помогло им отражать набеги крымских татар. В 1561 году Иван Грозный женился на одной из дочерей Темрюка по имени Кученей. В христианстве она приняла имя Мария. Таким образом, Симеон по материнской линии породнился с русским царем. Мария умерла в 1569 году, что усилило волну репрессий, поскольку Иван Грозный подозревал, что она, так же как и его первая жена, была отравлена по приказу бояр.

На службе у русского царя

Саин-Булат перешел в подчинение к Ивану Васильевичу вместе со своим отцом Бек-Булатом. В летописях они часто называются «царевичами», а не «ханами». В 1566 году Бек-Булат умер, предположительно в одном из сражений Ливонской войны. Год спустя его сын получил в управление Касимовское царство. Он правил в нем до 1573 года.

Касимовское царство – это феодальное государственное образование, существовавшее с 1452 по 1681 год на территории современной Рязанской области. Центром был город Касимов. Находилось в вассальном подчинении по отношению к Москве. Также по отношению к нему используются названия «Касимовское ханство» и «Мещерский юрт».

Город Ксимов - столица Касимовского царстваы

С начала 1570-х годов Симеон принимал активное участие в Ливонской войне. Упоминаются походы с его участием на крепость Орешек, а также на Кайде и Колывань (территория современной Эстонии).

23 января 1573 вместе с князем Иваном Мстиславским командовал войсками в сражении у замка Лоде. В этом бою русская армия потерпела сокрушительное поражение от шведов.

В июле 1573 Иван Грозный приказал Симеону принять православие. Обряд крещения прошел в крупном тверском селе Кушалино. Примерно в это же время или чуть позже Иван IV женил его на Анастасии Мстиславской, которая была потомком Софии из византийской династии Палеолог.

Личная жизнь

Супруга Симеона происходила из знатного рода Гедиминовичей-Мстиславских. Она была дочерью боярина Ивана Мстиславского, который приходился Ивану Грозному двоюродным племянником и в свое время входил в его ближний круг.

При учреждении земщины Мстиславский вместе с Бельским был назначен главными земскими боярами. Отношение Ивана Грозного к Мстиславскому было непостоянным. Периодически он попадал в опалу и даже чуть один раз не был казнен. Его спасло только заступничество духовенства и особенно митрополита Кирилла.

Анастасия родила Симеону шестерых детей. Это были 3 сына и 3 дочери. Об их судьбе практически ничего неизвестно. Некоторые историки предполагают, что все они скончались еще при жизни Симеона Бекбулатовича.

В летописях более подробно упоминается только история, связанная с чудесным исцелением сына Ивана. В честь его выздоровления Симеон приказал возвести храм, посвященный Тихвинской иконе Божьей Матери.

Храм Кушалино в Твери - построен Симеоном Бекбулатовичем

Последние годы жизни Анастасия провела как инокиня Александра. Умерла в 1607 году, была похоронена в Симоновом Успенском монастыре. Этот богатейший монастырь располагался в Даниловском районе современной Москвы и был семейной усыпальницей рода Мстиславских.

Анастасия была внучкой младшей сестры Василия III, то есть в ее жилах текла царская кровь. Возможно, это повлияло на решение Ивана Грозного, когда он выбирал себе формального преемника.

Во главе Русского царства

Пребывание Симеона Бекбулатовича во главе страны является одной из наиболее темных страниц русской истории XVI века. Исследователи высказывают разные предположения, для чего Ивану Васильевичу понадобилась эта авантюра или, по выражению историка Ключевского, «политический маскарад».

Симеон был возведен на московский трон в октябре 1575 года после формального отречения Ивана IV. Во главе страны он пребывал 11 месяцев. Все это время Иван Грозный соблюдал видимые признаки подчинения новому царю. Он отказался от титулов и царской роскоши, ездил как боярин в «простых оглоблях», подписывался в письмах к Симеону «челом бью великому князю». У историков не вызывает сомнений, что все это время реальная власть сохранялась в руках Ивана Грозного, а Симеон был выбран как подставная фигура, проявляющая полную лояльность к царю.

Во время правления Симеона усилились репрессии, а также проводилось массовое изъятие церковных земель в пользу государства. Фактически, речь шла о возобновлении опричнины, формально прекращенной в 1572 году.

Возможные причины возведения Симеона на московский престол:

  • Желание Ивана Грозного не своими руками провести секуляризацию – конфискацию монастырских и церковных земель.
  • Стремление возобновить опричнину.
  • Намерение Ивана IV занять польский трон – в Речи Посполитой наступил период бескоролевья. В качестве одной из кандидатур православными шляхтичами была предложена фигура русского царя.
  • Предсказания Ивану Грозному, что московский царь погибнет в этом году.

Наиболее вероятными считаются первые две причины. После массовых репрессий и поголовного изъятия земель, которые проводились при Симеоне, пришедший ему на смену Иван Васильевич должен был восприниматься как относительно «добрый царь». Частично монастырям были возвращены их угодья, приостановился поток казней.

Симеону же, после того как он сыграл свою роль, было пожаловано Тверское княжение, которым он правил до 1586 года.

Последние годы

Вскоре после смерти Ивана IV Симеон впал в немилость. Его лишили титула великого тверского князя и значительно урезали земельные владения.

Борис Годунов, очевидно, опасался, что вокруг Симеона могут консолидироваться враждебные ему силы. Присягая на верность Борису, а позже его сыну Федору, бояре должны были обещать, что не хотят видеть ни Симеона, ни его детей в качестве царя.

В годы правления Годунова Симеону была оставлена только одна вотчина – село Кушалино, где когда-то он принимал крещение. Бывший любимец Ивана Грозного в старости обеднел и сильно ослаб здоровьем. По одной из версий, его ослепили по приказу Бориса Годунова.

При Лжедмитрии I Симеон был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1606 году он был пострижен в монахи под именем Стефан и вскоре сослан на Соловки.

Соловецкий монастырь 16 век

Взошедший на престол молодой царь Михаил Романов разрешил Симеону вернуться в Москву, где он и скончался в 1616 году. Был похоронен рядом с супругой. В годы советской власти Симонов монастырь был разрушен, а могила Симеона утеряна.

Роль в истории

Симеон Бекбулатович был верным поданным царя Ивана Грозного. Сыграв отведенную для него роль в 1575-1576 годах, он больше не претендовал на российский престол. Он был одним из немногих приближенных Ивана Васильевича, в чьей верности царь никогда не сомневался.

После того как оборвалась династия Рюриковичей, Симеона пытались вовлечь в интриги по поводу престолонаследия, но он довольствовался своей скромной вотчиной и на большее не притязал.

По всей видимости, искренним было принятие Симеоном православной веры. Сохранились сведения, что он вместе с супругой жертвовал значительные средства на строительство церквей и монастырей.