Личность Александра 1

Сфинкс, неразгаданный на троне, о нем и ныне спорят вновь

Вяземский П.А.

Личность Александра 1 характеризуется двойственностью. Император сочетал в себе несочетаемое, поэтому оценивать его личность тяжело: многие видят только позитивное, многие только негативное. Истина где-то по середине, поскольку Александр действительно был двойственным человеком. Он мог легко проявить сентиментализм и расплакаться, увидав красивый закат, но тут же мог отдать приказ жестоко наказать крестьянина, который недостаточно низко поклонился.

Особенности формирования личности Александра

Двойственность личности Александра 1 обычно объясняется его взаимоотношениями в семье. Александр был сыном Павла 1 (будущего императора) и его жены Марии Федоровны. Его бабушка - Екатерины 2 очень любила старшего внука. Императрица после рождения забрала ребенка у отца с матерью и воспитывала его самостоятельно. Она готовила его к царствованию и стремилась заложить в ребенка основы своего “абсолютизма”. В результате с детства Александр разрывался между:

  • бабушкой, Екатериной 2. Здесь он играл роль утонченного человека, ценителя этикета, способного поддержать любой разговор, способного оказывать хорошее впечатление с первого взгляда, умеющего хорошо танцевать. В этом обществе Александр должен был кроме всего прочего высмеивать “мужиковатость” и военные порядки Павла 1.
  • отцом, Павлом 1. Находясь с отцом в Гатчине, Александр играл совершенно другую роль. Здесь он был профессиональным военным, ценителем лошадей, сторонником муштры и дисциплины. Также он высмеивал распущенность, царившую в окружении Екатерины 2.
Александр 1 в юности

Важно понимать, что Александр 1 не просто одевал определенную маску с отцом и с бабушкой, он вживался в роль до высмеивания противоположности. Это стало частью его натуры. Но при этом он впитал в себя и умение очаровывать с первого взгляда, и хорошие манеры, и любовь к армии.

Воспитание цесаревича

Говоря о конфликте Павла 1 и Екатерины 2, историки забывают отметить, что именно учителя юного Александра закладывали в него по большей части личностные качества. Поэтому важно знать, кто были эти люди. Учителя Александра:

  • воспитатель - до 7 лет - граф Салтыков, после 7 лет - Лагарп. Считается, что именно швейцарец Лагарп прививал ребенку основы либерализма.
  • религия - протоиерей Самборский. Одновременно обучал английскому языку, поскольку длительное время жил в Англии.
  • история и русский язык - писатель Муравьев.
  • физическое воспитание - генерал Протасов.
Фредерик Лагарп - учитель Александра 1

Ключевой фигурой является Лагарп. Очень часто пишут о том, что именно этот швейцарец прививал Александру широкие идеи либерализма, благодаря которым Александр был одним из самых прогрессивных людей в стране. Здесь важно понимать, что деятельность Лагарпа контролировалась. Например, до 1784 года воспитанием цесаревича занимался Салтыков. Лагарп же был утвержден как человек, который предложил свой план по “изменению личности Александра 1”. Этот план был одобрен Екатериной 2, и дальше Лагарп воспитывал юношу на основе этого плана. Поэтому либерализм Александра был крайне ограниченным. Ему давались нужные знания, указывались на проблемы в обществе, но знаний для реализации либеральных идей не давались. Фактически это была философия, когда с одной стороны вскрывалась проблема, а с другой стороны говорилось, что это необходимость. И это было в духе Екатерины 2, которая часто повторяла: “Я бы с радостью приняла Конституцию, но для России необходимой формой правления является монархия”.

Противоречивость

Александр рос умным ребенком, но в его жизни всегда были противоречия. Именно они заложили двойственность личности императора Александра 1. Речь не только о конфликте отца и бабушки, но и об огромном количестве других вещей. Например, юный Александр восхищался идеями французской революции. Наполеон для него был чем-то вроде полубога. Воспитатели же цесаревича и его окружение, прежде всего в Зимнем дворце, придерживались проанглийских взглядов. Получалось, что душой Александр был за наполеоновскую Францию, а умом за Англию. В дальнейшем при личном знакомстве с Наполеоном русский император увидел в нем обычного человека, не лишенного недостатков. Это окончательно подорвало веру в юношеские мечты и убеждения.

В проведении реформ также прослеживается двойственность и противоречия. Лагарп внушил Александру, что страна нуждается в самодержавии, но ее управление должно быть реформировано на более свободный, либеральный лад. Будущему царю внушалось, что этого хотят все. Поэтому молодой Александр был убежден, что его либеральные реформы сделают всю страну счастливой. Оказалось, что множество людей выступали с консервативной точки зрения и критиковали реформы. Позже, когда император начал смещаться в сторону консервативных реформ - недовольными были уже либералы. Александр 1 был настолько удручен тем, что не может добиться единой реакции на реформы, что начал отстраняться от управления. Например, в последние годы жизни он ушел в мистические науки, а Россией фактически управлял Аракчеев.

Личность царя во взглядах декабристов

Формирование и развитие личности Александра 1 достаточно точно изложены у декабристов, которые разделили жизнь царя на 5 этапов:

  1. 1805-1812 годы. До начала Отечественной войны в Александре видели спасителя России. Недаром Пушкин писал “дней Александровых прекрасное начало”.  В императоре видели прогрессивного либерала, который вот-вот должен даровать стране Конституцию и освободить крестьян.
  2. Период между вторжением Наполеона и началом заграничного похода. В этот период все восхваляли царя за его стремление победить врага любой ценой. Оон объединил все сословия вокруг себя. Да, у него не было военного таланта, но стабильность в стране в период войны он обеспечил.
  3. От начала заграничного похода и до полной победы над Наполеоном. По-прежнему воспринимался либеральным спасителе м страны, но впервые в характере царя начали появляться и доминировать консервативные нотки.
  4. Времена участия России в Священном Союзе. Александр 1 превратил Россию в жандарма Европы, зачастую в ущерб интересам своей страны. Он подарил конституцию Польше, но для России этого не сделал. На этом этапе стало понятно, что никаких кардинальных изменений в России не будет. Поэтому начали формироваться первые общества декабристов.
  5. Последние годы жизни царя. Почти все либеральные реформы свернуты, начались бунты в военных поселениях, Александр отдаляется от управления страной и уходит в мистицизм.

Даже в этих этапах развития личности императора видно, что Александр очень позитивно был встречен народом, который видел в царе силу для проведения либеральных реформ, которые облегчат жизнь простых людей. Но на протяжении жизни, отношение к Александру 1 менялось в худшую сторону, поскольку либеральные начинания в основном остались на бумаге, а после Отечественной войны царь превратился в убежденного консерватора, которого все устраивало.