Чесменское сражение

Чесменское сражение (5-7 июля 1770 года) – морская битва в рамках русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Сражение знаменательно тем, что оно внесло перелом в ход войны, а также привело к тому, что русский флот полностью уничтожил значительно превосходящий его турецкий флот. Сегодня поговорим о событиях войны 1768-1774 годов, а также рассмотрим, что в Чесменском сражении сегодня восхваляют историки.

Предпосылки военного конфликта

В 18 веке армия Османской империи входила в число сильнейших в мире. Прославленные янычары своей жестокостью наводили ужас на противников. Под турецким игом изнывали народы ряда балканских, африканских и причерноморских стран. В акватории Восточного Средиземноморья, Черного и Азовского морей господствовал турецкий флот. Российских кораблей в этих морях не было. На севере черноморского побережья (в Крыму и Приазовье) располагались мощные османские крепости, надёжно запирающие устья крупных рек для прохода русских кораблей. Этот плацдарм служил трамплином для постоянных набегов на русские земли турок и крымских татар.

К 1768-му году неизбежность войны между Российской и Турецкой империями обуславливалась следующими причинами:

  • обострением конфликтной ситуации в Причерноморье и Приазовье;
  • турецким недовольством действиями России в Польше;
  • подстрекательством Порты Австрийским и Французским правительствами;
  • важностью для успешного развития экономики российского государства свободного выхода в акваторию Чёрного моря.
Бой в Чесменской бухте

Война получилась продолжительной и кровопролитной, но одной из ее важнейших морских битв стало Чесменское сражение 1770 года. Оно проходило в Чесменской бухте Эгейского моря у побережья Малой Азии с 5 по 7 июля 1770 г.

Соотношение сил перед битвой

Таблица: Соотношение сил в Чесменском сражении
Русский флот Турецкий флот
Боевых кораблей

15 (9 линкеров, 3 фрегата, 3 бомбарды)

41 (16 линейных, 6 фрегатов, 13 галер, 6 шебек)

Вспомогательных и транспортных кораблей

19

32

Экипаж (тыс)

6,5

16,0

Пушек

736

1430

Турки обладали перевесом в 2 раза в количестве кораблей, пушек и людей. Кроме того неприятель был в более выгодной позиции. Их корабли располагались, так что был исключен возможность охвата или выхода противника в тыл. Достигалось это тем, что оба фланга турецкого флота упирались в берег. В передовой первой линии находилось 9 линкоров, во второй – 6 и 4 фрегата. Интервалы между кораблями составляли всего до 200 метров.

На берегу располагался укреплённый лагерь, служащий для пополнения флотом запасов боеприпасов и продовольствия. Руководство боевыми действиями осуществлялось адмиралом Гассан-беем, державшим вымпел на флагманском корабле «Реал-Мустафа» и командующим османским флотом Ибрагим Хусамеддин-пашой, наблюдавшим за развитием событий с берега.

Ход сражения

Карта Чесменского морского сражения

Чесменское сражение 1770 года

Первая часть Чесменской битвы

Ранним утром 5 июля 1770 года начался первый этап Чесменского сражения в Хиоском проливе. Когда между противниками осталось меньше 200 метров, турецкие суда начали обстрел. В основном огонь приходился по такелажу, с целью максимального затруднения маневров. Русский флот, продолжал движение на сближение с врагом. Ответный огонь не открывали, поскольку у русских кораблей находилось значительное число пушек малых калибров. Им было выгодно ведение ближнего боя. Кроме того малые дистанции между сторонами лишали крупные турецкие корабли возможности ведения прицельного огня.

Первым огонь по турецкому флоту начал линейный русский корабль «Европа» под командой капитана Клокачёва Федота Алексеевича (будущий командующий Черноморским флотом), сумевший подойти к передовым вражеским кораблям на 50 м. Близость скал вынудила судно повернуть и вперёд вырвался русский флагман «Евстафий», на который обрушился шквальный огонь с нескольких османских судов.

«Евстафий», приблизившийся вплотную к турецким позициям, развернул «оружейный» борти и начал обстрел турецкого флагмана «Реал-Мустафа». В течение часа битва стала повсеместной.

Особенно меткой стрельбой отличился линкор «Три Святителя», нанёсший турецким судам значительные повреждения. Но ответными вражескими залпами перебило брасы и парусник стало сносить по центру расположения неприятеля, прямо в промежуток боевых линий.

В центре битвы продолжался ожесточенный бой двух флагманов. Ядра «Евстафия» прошивали насквозь оба борта османского флагмана, оба экипажа вели интенсивную перестрелку из ружей и пистолетов. Оба корабля получили сильные повреждения. После того как корабли сошлись бортами, русские моряки бросились на абордаж. Турки, не выдержав яростной атаки, стали прыгать в воду. Выбросившийся за борт турецкий адмирал спасся на одной из шлюпок.

Неожиданно турецкий корабль охватило пламя, огонь, перекинувшийся и на русский корабль, добрался до порохового погреба. В результате взрыва оба флагмана затонули. Но адмирал Спиридов спасся и перешел на «Три Святителя», подняв на нём свой флаг.

Битва флагманских кораблей при Чесмене

Постепенно сражение затихало, деморализованные турки ретировались в бухту. Высокие берега и артиллерийские батареи на входе в Чесму, делали, по мнению турок, её неприступной для российского флота.

Подготовка к продолжению сражения

Вечером русское командование провело военный совет, на котором подвели дневные итоги и разработали план дальнейших действий. Разведка зафиксировала большую скученность турецких судов из-за небольших размеров бухты, и что большинство кораблей получили значительные повреждения, а их экипажи деморализованы. Совет принял решение не дать врагу возможности оправиться, и нанести удар по нему непосредственно в Чесме.

Из-за узости входного горла Чесмы, в Чесменской битве решили задействовать только группу из 4 линкоров и 2 фрегатов. Задачей первых было ведение огня по вражеским судам. Для большей эффективности стрельбы планировалось подойти к противнику на расстояние, позволяющее вести стрельбу с нижнего и верхнего дека. Фрегаты должны были подавить огонь береговых батарей. Совместные действия такого отряда, должны были отвлечь внимание врага на себя, после чего должна была последовать атака брандеров – небольших судов с грузом взрывчатки и легко воспламеняющих веществ, которые при столкновении с судами противника должны были их поджечь и уничтожить в результате взрыва. Для этого чрезвычайно опасного дела были задействованы наполненные порохом и смолой парусные шхуны, команды которых состояли только из добровольцев. К вечеру следующего дня все было готово для начала атаки.

Турки, считая позиции Чесмы неприступными, и не допуская возможность атаки русского флота, сразу же после прошедшего ожесточенного сражения, отказались от выхода в открытое море, с целью оторваться от преследования. Вместо этого они в спешке занялись усилением своей обороны, с этой целью перебросив на береговые батареи пушки, снятые с части кораблей.

Заключительный этап

Чесменское сражение - картина Айвазовского

Русские корабли, встав перед входом в бухту, перекрыли выход из Чесмы, а выдвинувшийся вперёд «Гром» начал вести стрельбу с дальней дистанции.

В полночь русский флот получил приказ о начале атаки (заключительной стадии Чесменского сражения), после чего отряд снялся с якоря и двинулся в бухту. Вскоре их заметили, на береговых батареях и турецких кораблях объявили тревогу, и начался обстрел.

Несмотря на шквальный огонь противника, русские линейные корабли, прорвавшись в бухту и миновав береговые батареи противника, вступили в бой с турецкими судами. Фрегаты, остановившись у входа в бухту, начали обстрел береговых батарей. Так начался ночной бой. Подойдя к врагу на 200 метров, русские корабли открыли ураганный огонь, выбирая наиболее крупные цели. Дождь русских ядер обрушился на османский флот, отчего на одном из кораблей начался пожар, который привёл к взрыву порохового погреба. После последовавшего взрыва, горящие обломки разлетелись в разные стороны, поджигая другие суда. Стоявшие кучно корабли стали загораться от горящих обломков. Началась паника. Обезумевшие моряки, спасаясь, прыгали в воду. Через несколько часов взорвались ещё 2 линейных корабля турок. В наступление пошли русские брандеры. Но из 4  брандеров прорваться сумел только один, лейтенанта Дмитрия Ильина. Сблизившись с большим вражеским линейным кораблём, русский экипаж поджёг брандер и пересел на шлюпку. Огромный турецкий корабль, после столкновения с брандером, загорелся, что усилило пожары и взрывы на османских кораблях. Вся бухта превратилась в море огня. Спасшиеся турецкие матросы плыли к берегу. Сопротивление турок полностью прекратилось. Наступившим утром взорвался последний вражеский корабль. Крепостной гарнизон и уцелевшие турецкие экипажи убежали в Смирну. Разгром был полным.

Итоги Чесменского сражения

Потери турецкого флота:

  • 15 линкоров;
  • фрегатов;
  • все малые боевые и вспомогательные суда;
  • 1 линейный корабль и 5 галер были захвачены русским флотом;
  • более 11 тысяч погибших человек.

То есть произошло полное уничтожение османского флота.

Русская армия в Чесменском сражении (с учетом битвы в Хиосском) понесла следующие потери:

  • 1 линейный корабль
  • 4 брандера;
  • 554 погибших и 40 раненных.

В Чесменской битве в полной мере проявился талант адмирала Спиридова как флотоводца и мастерство командования всеми судами. Несмотря на двойной перевес турецкой армии в пушках и людях, османский флот был полностью уничтожен. Победу обеспечило:

  • На протяжении всего сражения русская армия владела инициативой;
  • Ведение боевых действий с предельным сближением к противнику;
  • Умелое маневрирование и максимальное использование всех корабельных орудий;
  • высокие боевые и моральные качества флотских экипажей;
  • не предоставление врагу времени на восстановление сил;
  • сочетание артиллерийских ударов с использованием брандеров и абордажных атак.

Историческое значение

Историческое значение победы при Чесме заключалось в следующем:

  • изменение стратегической ситуации в войне в пользу России;
  • ослабление военной мощи Турции;
  • установление полного контроля русского флота над акваторией Эгейского моря;
  • блокаде пролива Дарданеллы;
  • создание возможности возрождения и нового строительства русского флота на Азовском и Черном морях;
  • показала всему миру героизм и высокие моральные качества русских моряков;
  • высокой оценки действий русского флота ведущими морскими державами.

Победа при Чесме и её герои прославлены в произведениях лучших русских поэтах того времени: Державина, Хераскова, Майкова, ею восторгался Вольтер. Моменты битвы отражены в полотнах знаменитых отечественных и зарубежных художников. В театрах шли посвящённые славной победе спектакли, и был поставлен балет.

По указу Екатерины 2 в память о победе в Чесменском сражении произошло создание:

  • мемориального Чесменского зала в Петергофе;
  • возведение Чесменского обелиска в Гатчине и одноименной колонны в Царском Селе;
  • постройка в Санкт-Петербурге Чесменского дворца и Чесменской церкви;
  • золотые и серебряные медали для награждения участников битвы.

Победители удостоились следующих наград по императорскому указу:

  • Спиридов высшей награды Российской империи – ордена Андрея Первозванного;
  • контр-адмирал Грейг - Св. Георгия 2 степени, дававшему право на получение русского потомственного дворянства;
  • Орлов – Св. Георгия 1 степени, права добавления к своей фамилии «Чесменский» и чина генерал-аншеф;
  • капитаны Клокачёв и Хметевский – Св. Георгия 3 степени;
  • ряд офицеров и командиры всех брандеров – Св. Георгия 4 степени;
  • все участники сражения – памятные медали и монеты.

С 2012 года в России 7 июля стал днем воинской славы, а одна из белых полос, украшающих синие воротнички формы старшин и матросов российского ВМФ является символом победы в Чесменской бухте.