Булыгинская дума

Булыгинская Дума была учреждена в Российской Империи высочайшим Манифестом Николая 2 от 6 августа 1905 года. Манифест создавал в России законосовещательный орган для обсуждения законов. Практических результатов деятельности у этой Думы не было, поскольку население бойкотировало выборы в Думу, а разрастание революционной обстановки заставило Николая 2 изменить этот Манифест на положение от 17 октября 1905 года, по которому Дума создавалась не законосовещательная, а уже законодательная.

Предыстория создания

Разработка Манифеста о создании булыгинской Думы напрямую связана с революцией 1905-1907 гг. Как известно, волнения начались в январе 1905 года, и с каждым днём нарастание недовольства населения становилось всё выше и выше. Всего за месяц революцией было охвачено свыше 800 тыс человек. Уже 18 февраля 1905 года Николай 2 издал рескрипт на имя министра внутренних дел Булыгина (по его имени и было получено название Думы) о выработке закона создания выборного представительства от населения в государственных органах власти.

6 июня 1905 года Николай 2 встретился с деятелями городских и земских съездов. Фактически это была первая встреча между императором и либерально настроенными слоями населения. На этой встрече император подтвердил, что искренне настроен сделать все, чтобы в России появилось сословное представительство от народа во власти. Несмотря на такие заявления Николая 2, ситуация развивалась медленно. Достаточно сказать, что еще в середине февраля Император дал поручение Булыгину разрабатывать законопроект, но за 4 месяца никаких практических результатов не было. Встреча Николая 2 стала возможной во многом из-за того, что либеральных взглядов придерживался премьер-министр Витте, который активно доказывал царю, что стране необходимые либеральные изменения с большими свободами для населения.

Революция как основа для разработки Булыгинской Думы 1905 года

События были ускорены восстанием на броненосце «Потемкин», которое началось 14 июня 1905 года. В результате уже 6 августа Николай 2 подписал Манифест «Об учреждении государственной думы», а также «Положение о выборах в Государственную думу».

Что представляла собой Булыгинская дума

Главное что нужно понимать о Булыгинской государственной Думе - она должна была представлять собой законосовещательный орган. В отличие от законодательного органа, законосовещательный может только обсуждать законы. Николай 2 полагал, что Император по-прежнему должен единолично принимать или отвергать законы, а Государственная Дума должна показывать какие последствия могут быть у того или иного закона, а также возможную реакцию населения. У Императора сохранялась возможность принятия закона, несмотря на решение ГосДумы.

По Манифесту, Булыгинскую Думу предполагалось собрать до января 1906 года. Наравне с Думой существовал Госсовет. Для назначения в ГосДуму создавалась многоступенчатая система, а в самой Думе большинство должны были занять крестьяне и помещики. Многоступенчатая система выборов касалась прежде всего бедных слоев населения. Так для крестьян создавалась трехступенчатая система выборов, для землевладельцев двухступенчатая система, а для крупных владельцев недвижимости и крупных землевладельцев предполагались прямые выборы. На основе голосования выбирались «выборщики», которые в дальнейшем должны были из своего числа выбрать представителей в Государственную думу.

Выборы в России 1905 года

Кто допускался к выборам

Правом участия в голосовании по выбору выборщиков обладали 3 группы населения:

  • Собственники недвижимости. Для столиц стоимость недвижимости должна была превышать 3 тыс рублей, а для остальных городов - более 1,5 тыс рублей.
  • Крупные плательщики налогов (промысел, квартирные), а также крупные землевладельцы.
  • Крестьяне, наделенные землей.

В общей сложности крестьяне должны были избирать порядка 42% выборщиков, владельцы недвижимости 24%, 34% крупные землевладельцы и плательщики налогов. Кроме того, «Положение о выборах в Государственную думу» допускало к голосованию только мужчин старше 25 лет, которые не проходят службу в действующей армии, не проходят обучение, а также не являются подданными иностранного государства.

Реакция населения

Манифест о созыве так называемой Булыгинской Государственной Думы был встречен население в основном негативно. Только незначительная часть либералов поддержала этот Манифест, но с оговорками. Для демонстрации того, что Манифест 06.08.1905 был негативно воспринят населением, можно привести слова великого князя Александра Михайловича

6 августа 1905 года е.и.в. Николай 2 подписал Манифест о созыве Государственной Думы. Это было полумера, которая вместо того, чтобы успокоить народные массы, привела к утроенной энергии и агрессивности революционеров.

Воспоминания великого князя Александра Михайловича
Великий князь Александр Михайлович

Почему же создание Государственной думы, о которой так настойчиво просили все слои общества, было встречено населением России негативно? Причин тому несколько:

  • Незначительные полномочия Думы. Изначально говорилось о том, что население хочет получить законодательный орган, а Император даровал им законосовещательный орган. Разница огромная. Булыгинская Дума по замыслу Николая 2 могла только обсуждать законопроекты и бюджет. Принимать или не принимать закон решал Император, а Дума помогла только провести совещание, чтобы определить возможную реакцию населения на тот или иной закон.
  • Ограниченное количество сословий, допущенных к голосованию. Например, Манифест не допускал к голосованию военнослужащих и рабочих. Как известно, и это подтверждают события 1905-1907 годов, а также события 1917 года, наибольший вклад в российские революции выложили именно рабочие, армия и матросы. Николай 2 же эти группы населения просто убрал и лишил их право голосования. Это активная часть населения, которая была крайне недовольна таким решением.

Булыгинская Дума по замыслу действительно была весьма странным государственным органом, который фактически не имел никакой власти. Мы уже говорили о том, что это должен был быть просто законосовещательный орган для обсуждения законов. Формально у этого органа была возможность создавать законы и направлять их на рассмотрение императору. Только это действительно было формальностью. Для того чтобы закон попал императору, этот закон должны были внутри булыгинской Думы поддержать большинство депутатов, должен был поддержать Министр, к ведению которого относится этот закон. Только после этого закон попадал Николаю 2. Если же Министр отказывался поддерживать закон, предлагаемый ему государственной Думой, то закон переходил на рассмотрение Госсовета, и в случае успешного рассмотрения этого закона он также попадал к императору. Вся эта цепочка показывает, что у Государственной Думы возможностей не было практически никаких. В любом случае окончательное решение подписывать или не подписывать закон был исключительно у императора. Государственная Дума на это никак повлиять не могла.

Историческое значение

Булыгинская Государственная Дума осталась бумажным учреждением. Она никогда не была собрана, поскольку большевики и другие революционные организации призвали бойкотировать выборы. Так и получилось. Более того революционная ситуация в России продолжала накаляться и апогей 1905 года пришелся на начало октября. В результате Николай 2 был вынужден расширить полномочия государственной Думы, которые отразились в Манифесте от 17 октября 1905 года. Новый Манифест, в отличие от Манифеста 6 августа, создавал в Российской Империи законодательный народный орган представительства. Этот орган существовал до 1917 года, до революции и уничтожения российской империи.