Первая пятилетка в СССР (1928-1932)

Первая пятилетка в СССР

Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР

Сталин

Первая пятилетка в СССР длилась с 1928 по 1932 годы как первый этап индустриализации страны. Основная задача на этом этапе была догнать и перегнать западные страны. Лозунг “догнать и перегнать” был официальным и использовался повсеместно. Поэтому нужно понимать, что основная задача 1-го пятилетнего плана было создание базы тяжелой промышленности, на основе которой можно было бы в дальнейшем улучшать качество. Фактически первая пятилетка это была погоня за количеством, а последующая за ней вторая пятилетка была погоней за качеством.

Сегодня будем говорить о том, что собой представлял пятилетний план развития СССР с 1928 по 1932 годы, чего удалось добиться, и какие были достигнуты результаты. Будет очень много цифр но я рекомендую всем с ними ознакомиться. Это будет полезно тем людям, которые сегодня говорят, что 5 лет это недостаточный срок для того чтобы оценивать деятельность руководителей стороны. Официально первый план пятилетнего развития был выполнен за 4 года и 3 месяца. То есть всё о чём мы будем говорить ниже было достигнуто за чуть более чем 4 года. Это было время окончательной победы Сталина над Троцким, поэтому страна ушла от развития исключительно военного комплекса к развитию промышленности и гражданскому строительству.

Содержание: ➤Что было построено; ➤доклад Крижановского; ➤законодательство; ➤план на пятилетку; ➤итоги и результаты; ➤финансирование.

Что было построено

Первая Пятилетка (1928-1932), которая была завершена за 4 года и 3 месяца (4,25 года) позволила выстроить серьезную промышленную базу СССР. Всего по всей стране было построено примерно 1500 предприятий, а крупнейшие стройки этого периода следующие:

Таблица: Крупнейшие стройки первой пятилетки
Объект промышленности Ввод в эксплуатацию Особенности Что с предприятием в настоящий момент
ДнепроГЭС Первые агрегаты введены в 1932 Для строительства использовалось оборудование из Германии, Чехии и США. В дальнейшем на базе этого завода были построены ремонтно-механический завод, коксо-бензольный комбинат, днепросталь, химкомбинат, днепросплав и другие заводы. Работает
Челябинский Магнитогорский металлургический комбинат Строительство начато в 1929 году. В 1932 году предприятие начало функционировать Работает
Сталинградский тракторный завод Закладка завода началась в 1926 году, в 1930 году был выпущен первый трактор СТЗ-1. Проектная мощность завода была освоена в 1932 году, то есть по итогам пятилетнего плана развития. Обанкротилось в 2007 году
Харьковский тракторный завод 1 октября 1931 Изначально завод специализировался на выпуске колесного трактора СХТЗ-15/30 Работает
Челябинский тракторный завод Официальное открытие завода пришлось на 1 июня 1933 года, но еще 15 мая 1933 года был выпущен первый трактор Завод специализировался на гусеничных тракторах Работает
Горьковский автозавод (Нижегородский автомобильный завод имени Молотова) 1 января 1932 Завод основан ВСНХ и Ford. Специализировался на строительстве автомобилей ГАЗ. Работает
Ростсельмаш Первые цеха на заводе заработали 21 июля 1929 года В 1930 году был выпущен первый российский комбайн колхоз. На сегодняшний день Компания входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники. Работает
Керченский (крымский) металлургический комбинат Предприятие начало работу в 1900 году. Пострадало во время Гражданской войны и к 1925 году завод был практически полностью уничтожен. Первая пятилетка произвела его реконструкцию и в 1930 году Керченский металлургический завод начал функционировать. Завод специализируется на литье стали и чугуна Работает
Новокузнецкий металлургический комбинат (КМК) 1 апреля 1932 Один из крупнейших заводов Европы по выплавке чугуна. На стройке работало более 46000 человек, оборудование поступало из заграницы. Работает
Московский шарикоподшипниковый завод 1932 Один из крупнейших заводов своей ниши Ликвидирован во время перестройки
Уралмашзавод - Уральский завод тяжелого машиностроения 1933 Изначально завод специализировался на изготовлении экскаваторов, доменного и сталеплавильного оборудования, гидравлических прессов, дробилок, прокатных станков и тому подобное. Одно из крупнейших предприятий России
Запорожсталь 16 ноября 1933 Градообразующие предприятие, специализирующееся на прокате, выплавке чугуна и стали. Работает

* - кстати, рекомендую обратить внимание сколько из этих предприятий строилось на территории УССР...

По итогам первой пятилетки введены в эксплуатацию были Беломоро-Балтийский канал и Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб). И все это только крупные стройки, которые фактически были завершены за 4 года и 3 месяца.

Первая пятилетка фактически заново создала целые сегменты промышленности: автомобильная, авиационная, станкостроение, тракторная, металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность. В результате Советский Союз заложил фундамент, на основе которого происходило дальнейшее развитие страны.

Доклад Крижановского

Когда мы говорим про первый пятилетний план индустриализации СССР, то для большинства людей этот рывок ассоциируется исключительно с силой советского народа и гением товарища Сталина. Отчасти это так, но были люди, которые этот план непосредственно продвигали и были его идейными вдохновителями. Одним из таких людей был Крижановский Глеб Максимович, который с 1925 года занимал пост Председателя Государственной плановой комиссии при Совете Народных Комиссаров СССР. На 15 съезде пленума ВКП(б), который проходил 23 октября 1927 года, Крижановский с Рыковым выступили с докладом по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Именно с этого времени первая пятилетка начала свое существование. В докладе было отмечено, что на СССР давят внешние факторы (угроза войны и возможность неурожайности), которые заставляют страну в ускоренных темпах проводить индустриализацию. Для этого были обозначены цели 1-ой пятилетки: расширить производство и потребление, обеспечение темпов роста промышленности быстрее чем в западных странах, активное привлечение иностранных специалистов.

Приоритеты Крижановский обозначил следующие:

  • Промышленность. Снижение себестоимости, внедрение новой техники, снижение продолжительности рабочего дня за счет качества.
  • Финансы. Рост депозитов от населения, как средство получения дополнительных средств на проведение индустриализации.
  • Сельское хозяйство. Экспорт товаров из деревни в город в объеме обеспечивающем нужды индустриализации.
  • Социальная сфера. Строительство жилых домов, школ, техникумов, систем общественного питания, клубов, яслей.
  • Образование. Повышение образованности рабочих.
  • Транспорт. Развитие транспортных линий в районах интенсивного развития товарного и народного хозяйства.
  • Торговля. Снизить расходы, увеличить оборот, упростить продажи.

Это были основные направления развития 5-тилетки. В дальнейшем план неоднократно корректировали, но суть не менялась.

Крижановский Глеб Максимович

Законодательная часть Пятилеток

Развитие любого важного направления происходит с сопровождением по законодательной линии: принимаются законы, указы, инструкции и так далее. С первым пятилетним планом развития было тоже самое. Его основные документы следующие:

  • Резолюцию составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства - 19 декабря 1927 года.
  • Постановление экономического выбора организации работ - 7 января 1928 года.
  • Резолюция 3 всесоюзного съезда плановых работников - 14 марта 1928 года.
  • Приказ ВСНХ СССР о сроках и порядке проведения первого пятилетнего плана - 27 апреля 1928 года.
  • Постановление Президиума ВСНХ - 19 мая 1928 года
  • Циркуляр ВСНХ всем хозяйствующим органам - 26 июня 1928 года
  • Постановление Президиума ВСНХ о контрольных цифрах первого пятилетнего плана развития промышленности - 13 августа 1928 года
  • Приказ ВСНХ об активном использовании рабочих масс и организаций - 3 января 1929 года.
  • Доклад госплана об основных проблемах пятилетнего плана СССР на 1928/29 - 1932/33 года - 7 марта 1929 года.
  • Резолюция 16 конференции ВКП(б) пятилетнего плана развития народного хозяйства - 29 апреля 1929 года.
  • Постановление 5 съезда советов СССР - 28 мая 1929 года.

Это основной ход развития событий. Собственно эти документы легли в основу данного материала. Часто после прочтения этих пунктов возникает вопрос - почему считается временем начала пятилетнего плана 1928 год, если фактическое утверждение плана произошло в мае 1929 года? Дело в том, чтобы 5-ый съезд Советов утвердил окончательный план со всеми изменениями и дополнениями. Реальная реализация и развитие первоначального плана началось еще в 1928 году по начальному проекту.

План пятилетки

Первый пятилетний план развития промышленности в СССР предусматривал, прежде всего, увеличение капитальных вложений в отрасли народного хозяйства. Эти вложения измерялись в сумме 64,6 млрд руб. Для сравнения за предыдущие 5 лет эта сумма составляла 26,5 млрд руб. Эти вложения должны были обеспечить увеличение основных фондов страны до 128 млрд руб по сравнению с показателями в 70 млрд рублей на 1927 год. То есть вложение денег должно было обеспечить увеличение основных фондов на 82%. При этом основные фонды по отраслям увеличивались: промышленность в 2,5 раз, электрификации в 5 раз, железнодорожный транспорт на 70%, сельское хозяйство на 35%. Предполагалось, что страна должна вдвое увеличить объем выпускаемой продукции по всем отраслям. Еще раз это подчеркиваю тенденцию, цели и задачи на пятилетку, которые ставились перед СССР - наращивать промышленный потенциал. Качество в этот момент в роли не играло.

Таблица: Планы строительства на первую пятилетку
Объект промышленности Планы строительства Плановые задачи
Электростроителсьтво Построить 42 электростанции (ДнепроГЭС, Сивирская, в Бобриках, на Донбасе и другие). Увеличить объем получаемой энергии с 5 млрд кв/ч до 22 млрд квт/ч.
Черная металлургия Магнитогорский, Тельбесский, Днепропетровске, Криворожский и др заводы Увеличить выплавку чугуна с 370 тыс тонн до 10 млн тонн.
Каменный уголь Заводы в Донбассе, на Урале, Кузбассе и в Подмосковье. Увеличить добычу угля с 35 млн тонн до 75 млн.
Машиностроение Автомобильные заводы, тракторные заводы в Сталинграде и на Урале, Ростсельмаш, Свердловский завод тяжелого машиностроения, инструментальные заводы. Увеличение валовой продукции машиностроения в 3 раза, а продукции сельскохозяйственного машиностроения в 4 раза.
Химическая промышленность Строительство комбинатов в Донбассе, на Московских Егорьевске фосфоритох, и Березниковского комбината. увеличение производства химических удобрений с 175 тысяч тонн до 8 млн тонн

Отдельно в плане оговаривалось строительство железных дорог. За 5 лет страна должна была увеличить протяженность железнодорожных линий с 76 тыс километров до 92 тыс км. Одновременно шло развитие программы по улучшению морских и речных путей.

Первая пятилетка - плакат из СССР

Общие итоги

Итоги первой пятилетки можно подвести кратко тем, что этот план был выполнен за 4 года и 3 месяца. Это была официальная позиция советских властей, в которой говорилось, что план выполнен полностью. Реально оцените его сложно, поскольку в советский период все статистические показатели сильно завышались. Тем не менее главные характеристики это то что план был выполнен с опережением, а в цифрах это было выражено так.

Таблица: Итоги первой пятилетки
Показатель На начало пятилетки План к концу пятилетки Фактический показательна конец периода
Показатели промышленности
Рост промышленной продукции в процентах к началу пятилетнего плана -  230 224
 Удельный вес тяжелой промышленности 44,4% 47,5% 54,1%
Удельный вес социалистического сектора:
в промышленности 79,5% 92,4% 99,5%
в сельском хозяйстве 1,8% 14,7% 76,1%
в розничной торговле 75% 91% 100%
в национальном доходе 44% 66,3% 93%
В сельском хозяйстве
Процент крестьянских хозяйств, прошедших коллективизацию 1,7% 20% 61,5%
Доля производства зерна совхозами и колхозами 7,5% 42,6% 84%
Удельный вес отечественной продукции
в поставке оборудования 67,5 % - 92%
в поставках станков 33% - 46%
Занятость населения
Число безработных в городах в тыс человек 1133 511 0
Аграрное перенаселение в млн человек 8,5 2,6 0

*- данные представлены по материалам Госплана СССР.

Темпы индустриализации в СССР были гигантские. Для демонстрации достаточно посмотреть данные по выплавке чугуна. С 1929 по 1935 СССР в 3 раза увеличил объем выплавки чугуна. Для сравнения у США для достижения аналогичного показателя ушло 18 лет (1881-1899), а у Германии 19 (1882-1907). Это не значит, что советские люди работали намного лучше или были на голову умнее всех остальных. Тут нужно учитывать, что Советский Союз проводил индустриализацию, когда другие страны ее давно уже прошли и мы могли использовать накопленный другими опыт. Например, те же данные по выплавке чугуна мы берём начиная с 1929 года. Стартовый отрезок в США и Германии был 1881-1882 годы. То есть мы отставали от западных стран примерно на 47-50 лет. В результате в этом и сводилась основная задачи пятилетки - за короткое время “догнать и перегнать”, используя имеющийся мировой опыт. Собственно для этого и приглашались западные специалисты. И первая пятилетка советского правительства заложила фундамент для этого.

Источники финансирования

Рассматривая планы на первую пятилетку мы уже говорили о том, что государство планировало вложить в развитие промышленности 64,6 млрд рублей. С учетом курса рубля к доллару это составляло порядка 33,3 млрд долларов. Сумма гигантская по тем временам. Для понимания... Только на инфляции с 1928 года по настоящий день доллар потерял порядка 85%. Поэтому только учитывая инфляцию первая пятилетка обошлась в 61,6 млрд современных долларов. К этому необходимо добавить общий рост стоимости энергоносителей (например, в 1930 году 4 литра бензина в США стоили 10 центов - сегодня 1 литр стоит 83 цента) и жизни (средняя стоимость жилья в США составляла 7,1 тыс - сегодня 1 метр квадратный стоит 1,9 тыс). В целом, экономисты рекомендуют увеличивать цены 1928-1929 годов к современным в среднем в 120 раз. То есть только на освоение промышленности для реализации плана переоснащения промышленности на первую пятилетку в СССР выделили без малого 4 трлн долларов современными деньгами!!! Для понимания насколько это много - 4 трлн долларов это современный бюджет США.

Какие же были источники финансирования первых пятилеток? В основном это были внутренние резервы, которые очень дорого обходились стране, но без которых качественный рывок сделать было невозможно. Основные источники получения средств для индустриализации и первой пятилетки:

  • Перераспределение. Это был самый простой вариант. Экономия на всём, за счёт чего большую часть денег удавалось бросать на промышленность.
  • Получение дешевой продукции сельского хозяйства. Государство за бесценок забирало сельскохозяйственную продукцию, направляя ее на нужды индустриализации.
  • Увеличение налогов.
  • Программа гос займов. Государство предлагало выгодные проценты населению для открытия депозитов.
  • Рост инфляции. Это то с чем в дальнейшем СССР справился, но за время первой пятилетки было выпущено 4 млрд необеспеченных рублей.
  • Использование бесплатного и дешевого труда. Сама рабочая сила в СССР стоила дешево, вместе с ней использовался бесплатный труд узников. Здесь можно добавить высокую моральную подготовку населения. Граждане СССР были готовы работать буквально за еду, чтобы обогнать Запад.
  • Увеличение выпуска и продажи спиртных напитков. Это замалчивали, но например в 1927 году на алкоголе было заработано 500 млн рублей, в 1930 году 2,6 миллиард руб, а в 1934 году 6,8 млрд руб. Население спаивали….
  • Продажа ресурсов. Нефть, лес, меха, зерно и так далее. Всё подавалось на Запад. Напоминаем, что голод, о котором так любят вспоминать на Украине, забывая, что он был на всей территории СССР, случился из-за того, что западные страны согласились принимать в расчёт от СССР за поставку оборудования только зерно.
Плакат СССР о госзаймах для Петилеток

Рассматривая финансовую сторону пятилетки нужно отметить, что это было время, когда в США началась Великая депрессия. Из-за этого многие крупные специалисты оказались без работы и с удовольствием приехали в СССР. Практически все советские заводы, которые были построены в этот период, строились иностранцами и на иностранном оборудовании. У нас не было тогда специалистов. Они появились позже. Достаточно сказать, что Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем там был демонтирован и по частям доставлен в СССР. Активное участие в развитии промышленности СССР осуществлял завод Ford, подставляя свое оборудование, в частности, для Горьковского автозавода.

Американцы провели нашу индустриализацию?

Всё чаще и чаще в современном обществе приходится слышать идею, что если иностранные компании участвовали в строительстве советских предприятий и занимались поставкой оборудования в СССР, то все советские пятилетки были проведены Западом и на деньги Запада. На самом деле в этом нет даже доли правды. Во-первых нужно понимать реалии тех дней. 1929 год - в США Великая депрессия. Вся промышленность страны останавливается, поскольку у нее нет рынка сбыта. Таким рынком сбыта представляется СССР. Поэтому здесь сошлось сразу несколько факторов, но в конечном итоге и СССР и США были заинтересованы друг в друге. Поэтому когда говорят что индустриализация и Пятилетки в СССР проходили на американские деньги и с их разрешения - это неправда. Безусловно, они могли не продавать оборудование и станки в советскую страну, но тогда Депрессия у них бы продолжалась намного дольше. Тогда вся промышленность Запада, который так они любят хвалиться, не имела бы практически никаких рынков сбыта. Запад был готов продавать, СССР был готов покупать. Вот и вся правда.

Альберт Кан в СССР в период индустриализации

Аналогичная ситуация и с квалифицированными рабочими, которые приезжали с Запада. Светское правительство понимало, что молодая Социалистическая страна не имеет трудовых квалифицированных резервов. Ученые и квалифицированные рабочие, которые были в Российской империи, за годы Революций и Гражданской войны либо погибли, либо уехали. В распоряжении СССР был пролетариат. Это отличные люди чтобы воевать, чтобы делать мелкую черновую работу, но построить наукоемкое предприятие они не могут. Этим должны были заняться иностранцы. Они этим и занялись. И им за это очень хорошо платили (платили настолько хорошо, что специалисты жили в бывших дворянских имениях и имели прислугу). Эти рабочие ехали в СССР не из-за своей любви к стране Советов, а из-за того что на западе элементарно не было работы. В СССР работа была и денег платили столько, что их хватало для того чтобы ехать сюда как на заработки. Например, Альберт Кан, который фактически занимался проектированием всей индустриализации СССР, был известен как разработчик заводов Ford, но в 1929 году, после начала Великой депрессии он остался без работы.