Дело авиаторов

Победителей можно и нужно судить.

Иосиф Сталин

Дело авиаторов 1946 года — одно из уголовных дел второй половины 40-х годов, в рамках которого потеряло должности и осуждено командование ВВС Советского Союза и руководство авиапрома. В числе пострадавших оказался тогдашний главком ВВС СССР А. Новиков, нарком авиапрома СССР А. Шахурин, главный инженер ВВС А. Репин, один из членов военного совета ВВС Н. Шиманов и иные высокопоставленные лица.

Все они были лишены свободы, получив реальные сроки. В статусе преступников фигуранты пребывали до кончины Сталина в 1953 году, после чего обвинения с них были сняты. Прежний приговор оказался отменен, так как состав преступления в действиях осужденных не найден. В 2002 году участники дела авиаторов по инициативе Главной военной прокуратуры официально признаны пострадавшими от политических репрессий.

С чего все начиналось

Зимой 1946 года Сталин произнес речь на встрече с избирателями, состоявшейся накануне выборов в ВС СССР. Лидер советского государства затронул вопрос результатов недавно завершившейся ВОВ и в конце выступления заявил о том, что «даже победителей необходимо проверять и подвергать критике. Это полезно не только для дела, но и для победителей».

Дело авиаторов в СССР
Дело авиаторов в СССР

Далеко не все тогда поняли, о ком говорит Сталин. Ясность наступила в начале апреля 1946 года, после арестов всех фигурантов «дела авиаторов», которые уже через месяц услышали приговор суда.

Личное дело Абакумова

Сталин дал поручение расследовать дело авиаторов руководителю ГУ контрразведки «Смерш» В. Абакумову. Ему удалось найти конкретные факты, указывающие на использование недоработанной авиатехники. В частности, после окончания испытаний самолета «Як-9у» Шахурин доложил правительству о том, что модель отработана и может запускаться в серию. Однако позднее были обнаружены существенные неполадки — истребитель не может выходить на скорость, требуемую для боевого использования.

Абанкмов - одини из инициаторов дела авиаторов
Абанкмов - одини из инициаторов дела авиаторов

В 1944 году Шиманов и Селезнев побывали на предприятии, где было забраковано порядка 100 единиц «Як-9у». Однако несмотря на это Новиков дал добро на продолжение выпуска проблемного самолета. В военные части было направлено порядка 4 тысяч воздушных судов, 50% из которых оказались проблемными. Эта информация была утаена от руководства ЦК ВКП(б).

Подобные факты сотрудники «смерш» выявили применимо к истребителю «Як-3». Около 40% единиц техники этой модели попадали в аварии, причиной которых оказались задиры верхнего сегмента обшивки крыла при передвижении на высоких скоростях. Аналогичную проблему выявили у штурмовиков «Ил-2», взятых на вооружение в 1942-1943 гг. Слабым местом этих самолетов оказались стыковые узлы. Зафиксированы факты, когда во время полета отваливались крылья, что приводило к неминуемой гибели летчиков.

Могли бы получить больше

Следователи под руководством Абакумова трудились на совесть и через короткое время арестованные начали давать признательные показания. Дело рассматривалось военной коллегией ВС СССР 10 и 11 мая 1946 на закрытом заседании. В ходе слушания обвиняемые полностью признали вину либо сделали это с незначительными оговорками.

Шахурин утверждал во время судебного разбирательства, что встал на преступную дорожку в погоне за количественными параметрами. Получая сигналы с фронтов о неисправности авиатехники предпочел не ставить в известность председателя ГКО.

Шахурин
Шахурин

Другие вторили Шахурину, говоря о следующих правонарушениях:

  • создание графиков устранения дефектов;
  • поставки дефектных самолетов, выдаваемых за полностью пригодных к эксплуатации;
  • сокрытие данных о нарушениях перед правительством.

При знакомстве с признаниями складывается впечатление, что формулировки даются под копирку и не отличаются оригинальностью.

Шахурину вместе с руководителями ВВС СССР при содействии кураторов аппарата ЦК ВКП(б) инкриминировали факт того, что они на протяжении 3,5 лет поставляли в военные формирования ВВС СССР некачественную авиатехнику. По этой причине было сорвано порядка 45000 вылетов на боевые операции.

В приговоре было сказано, что «обвиняемые потворствовали запуску самолета Ер-2, оснащенного двигателем Ач-30. И это несмотря на то, что в 1943 году он не прошел государственные испытания по причине значительных конструктивно-производственных дефектов». Позднее Шахурин понял, что самолет «сырой», но не остановил его производство, поэтому выпуск продолжался еще 2 года.

По схожему сценарию происходил ввод в серийное производство самолета Ла-7. В ходе государственных испытаний, проведенных летом 1943 года, выяснилось, что его максимальная скорость меньше требуемой по документам на 15 км/ч. Истребитель-моноплан не был оснащен пылефильтром и радиомачтами, а во время полета температура в кабине достигала экстремальных +55°C. Несмотря на технические проблемы Ла-7, он был рекомендован Репиным для серийного производства при условии устранения обнаруженных неполадок. Серьезные технические проблемы имели также штурмовики Ил-2 и Ил-10.

Самолет ЛА-7
Самолет ЛА-7

Следствие было уверено, что подсудимые по делу авиаторов сознательно искажали количество происшествий, имевших трагические последствия. Причины большинства нештатных ситуаций интерпретировались как ошибки летчиков и их недостаточный профессионализм.

По итогам рассмотрения дела Военная коллегия под председательством В. Ульриха вынесла достаточно мягкое наказание подсудимым несмотря на то, что обвиняемые «нанесли государству существенный материальный урон».

Уголовные сроки, к которыми были приговорены осужденные по делу авиаторов
Участник дела Должность/звание Уголовное наказание, срок лишения свободы
А.И. Шахурин Нарком авиационной промышленности СССР 7 лет
А.К. Репин Главный инженер ВВС СССР 6 лет
Н.П. Селезнев руководитель ГУ заказов ВВС СССР 6 лет
А.А. Новиков командующий ВВС СССР 5 лет
Н.С. Шиманов член Военного совета ВВС СССР 4 года
А.В. Будников, Г.М. Григорьян завотделом управления кадрами ЦК ВКП (б) по 2 года каждый

Одновременно суд арестовал имущество осужденных. Против них возбудили гражданское судопроизводство, в рамках которого предъявлено исковое заявление на сумму свыше полумиллиона рублей. На основании ходатайства ВК Президиум ВС СССР принял решение лишить государственных наград и воинских званий четверых деятелей:

  • А. Шахурина
  • А. Репина
  • Н. Селезнева
  • А. Новикова

Еще одним пострадавшим в деле авиаторов оказался Н. Маленков, курировавший во время ВОВ данное направление в деятельности наркомата авиапрома. По предложению Сталина он был выведен из состава Секретариата ЦК ВКП(б), сохранив членство в Оргбюро и Политбюро.

Версии появления дела авиаторов

Версия 1: След Василия Сталина

Еще в 1994 году на страницах «Военно-исторического журнала» была опубликована работа полковника Косенко, который выдвинул идею мести В. Сталина. Якобы главком ВВС А. Новиков препятствовал его продвижению по службе. При этом младший сын советского лидера был одним из наиболее молодых генералов в СССР, получив звание генерал-майора авиации в 25 лет.

Иосиф Сталин с сыном Василием
Иосиф Сталин с сыном Василием

Среди аргументов, подтверждающих правоту автора версии, можно назвать разговор Сталиных во время Потсдамской конференции 1945 года, где Василий якобы сетовал на то, что командование ВВС допускает значительные огрехи в работе. В частности, критике подверглось качество самолетов и их обслуживание, что приводило к большой аварийности.

Косвенно содержание разговора с отцом Сталин-младший привел в письме, написанном в заключении. Объясняя, свое незнание по каким причинам А. Новиков лишился своей должности Василий посетовал, что на это и его арест косвенно мог повлиять доклад отцу о немецкой и советской авиатехнике.

Однако между задержанием Новикова и разговором Сталиных прошло 8 месяцев — это довольно долгий срок для того, чтобы советская репрессивная машина тех времен начала действовать, что ставит под сомнение выводы Косенко.

Версия 2: След Александра Яковлева

В авиационном деле незримо присутствует фигура заместителя наркома А. Шахурина авиаконструктора Александра Яковлева (его ОКБ выпустило более 200 модификаций летательных аппаратов, половина из которых серийные). Многие его считали любимцем вождя и в целом непростым человеком с большими амбициями. При этом он имел немало разногласий с двумя основными участниками авиационного дела — Новиковым и Шахуриным.

Конструкторы самолетов Яковлев и Антонов
Конструкторы самолетов Яковлев и Антонов

В основном противоречия были связаны с активным продвижением своего ОКБ. На этом фоне Яковлев неоднократно критиковал нежелание своих оппонентов развивать реактивное самолетостроение. Он предлагал свою модель реактивного аппарата, а Шахурин поддерживал идею копирования разработок у немцев с целью экономии времени и денег.

Учитывая особое расположение Сталина к Яковлеву, не исключено, что последний мог воспользоваться этим для устранения оппонентов, тем более объективные поводы к этому существовали. Осенью 1945 года он отправил Сталину записку, где выразил озабоченность отставанием нашей страны от Соединенных Штатов в сфере реактивной и дальней авиации. Вина за происходящее возлагалась на руководителя НКАП Шахурина.

Спустя несколько месяцев оба были приглашены к вождю на встречу в Кремль. Он дал свою оценку происходящему и твердо поддержал идею развития своей реактивной авиации. Это означало карт-бланш проектам Яковлева и предрешило отставку Шахурина.

30 декабря 1945 года на пост руководителя авиапрома СССР был назначен М. Хруничев. Вместе с этим была сформирована комиссия по передаче дел, председателем которой стал Г. Маленков. Участвовавший в ее работе замглавы наркомата авиационной промышленности С. Сандлер, вспоминал, что наиболее резкий тон в выступлениях был именно у Яковлева, который в основном «гробил Шахурина».

Версия 3: Техническая

Приговор Военной коллегии ВС СССР содержал пункт о проведении со стороны осужденных антигосударственной политики. Она выразилась во взятии на вооружение в годы войны и после ее окончания дефектных авиадвигателей и самолетной техники, причем конструкторско-производственные ошибка не разглашались перед советским правительством.

Ремонт саомлета во времена ВОВ
Ремонт саомлета во времена ВОВ

Подобный факт подтверждает статистика — в период с 1942 по конец зимы 1946 года зафиксировано несколько десятков тысяч срывов выполнения боевых заданий. Также произошло 305 падений и 756 аварий. Многовато даже для военного времени. Неудивительно, что СССР был лидером по количеству небоевых потерь, а термин «летающий гроб» хорошо знаком всем авиаторам.

Доклад со статистическими выкладками и фактами о проблемах в авиационном ведомстве подготовил советскому лидеру глава МГБ В. Абакумов (назначен на должность в мае 1946 года). Позднее часть из них попала в обвинительное заключение. Первую версию доклада Сталин посчитал не совсем конкретной, поэтому потребовал привести больше деталей. После представления обновленной версии с конкретными именами начались первые аресты.

Неполитический характер дела подтверждает еще один значимый факт. В приговоре суда делается акцент на неорганизации необходимого контроля, проявлении небрежности, попустительства, то есть ничего политического. При этом еще до задержания Новикова Сталин в письме, направленном на имя секретарей ЦК и членов Политбюро, писал об антигосударственных разоблачениях.

Они не виновны

В 1953 году, после кончины И. Сталина, Военная коллегия ВС СССР приняла решение отменить приговор по делу авиаторов из-за недоказанности состава преступления. Все 7 фигурантов были возвращены на свободу. Их восстановили в рядах КПСС, возвратили воинские звания, государственные ордена и медали.

В наши дни Главная военная прокуратура РФ, проведя анализ материалов уголовного судопроизводства 1946 и 1953 года, назвала последнее решение соответствующим закону. Это означает, что родственники фигурантов «дела авиаторов» смогут возвратить ранее конфискованное имущество на основании положений ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий».


Источники и дополнительный материал по теме:

  • "Сталин: на вершине власти" - Емельянов Ю.В. Москва, 2007
  • "Советская цивилизация: от Великой Победы до наших дней" - Кара-Мурза С.Г. Москва, 2001
  • "Архитектура Сталина: психология и стиль" - Хмельницкий Д. С. Москва, 2007