Зеповедные лета
Заповедные лета – это установленный на Руси запрет крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Предположительно просуществовал с 1581 по 1592. Стал важным этапом на пути формирования крепостного права.
Причины введения
1560-1570-е годы были крайне непростым временем для Московского царства. С 1558 года шла затяжная Ливонская война, в 1565 году был введен режим жесткого внутреннего управления – опричнина, сопровождавшийся массовыми репрессиями. Ситуация усугублялась частыми набегами со стороны крымских татар. Многие земли пришли в запустение и разорение.
По приказу Ивана Грозного и пришедшего ему на смену Федора Иоанновича составлялись писцовые книги, в которых фиксировались масштабы бедствия в хозяйстве страны.
Писцовые книги – это средневековые русские поземельные описи, в которых содержалось детальное описание условий жизни служилых людей в вотчинах, селах, монастырях.
Многие историки полагают, что именно по результатам проведения переписей 1580-х годов было принято решение о введении ограничительных мер на перемещение крестьян.
Причины появления заповедных лет:
- Стремление улучшить развитие сельского хозяйства.
- Помощь землевладельцам в повышении доходности имений.
- Преодоление последствий дефицита рабочих рук.
- Потребность в стабилизации обстановки в стране.
Сущность заповедных лет
Согласно 57 статье Судебника 1497 года, принятого во время правления Ивана III, крестьянам разрешалось переходить от одного хозяина к другому один раз в год. Смена владельца называлась «крестьянским выходом».
Условия крестьянского выхода:
- Менять землевладельца можно было только в течение 14 дней – за одну неделю до Юрьева дня и в течение одной недели после него.
- За переход крестьяне должны были платить пожилое.
Пожилое – это специальная пошлина, которую крестьяне обязаны были выплачивать за переход из одного имения в другое. Обычно составлял от одного до полутора рублей. Величина пожилого зависела от типа местности: на лесистых территориях выкуп был меньше.
1 рубль в XVI-XVII веках – это были достаточно большие деньги. Например, 4 пуда ржаной муки стоили около 30 копеек. Это значит, что за 1 рубль можно было купить более 200 килограммов муки.
Юрьев день – день памяти высокочтимого в православии великомученика Георгия (Юрия). Отмечался 26 ноября по юлианскому календарю. Это соответствует 9 декабря по новому стилю. Крестьянский выход разрешался в Юрьев день, потому что к этому времени уже заканчивались все основные сельскохозяйственные работы.
В Судебнике 1550 года, принятом при Иване Грозном, в 88 статье сохранялся прежний порядок крестьянского выхода. При этом на 2 алтына(6 копеек) увеличивалась сумма пожилого.
В 1581 году вводился запрет на переход крестьян, обусловленный тяжелой ситуацией в стране. Это означало приостановку действия 88 статьи Судебника 1550.
У историков существуют разные мнения по поводу распространенности действия указов о заповедных годах:
- Вадим Корецкий, Руслан Скрынников – полагают, что заповедные лета не распространялись на всё российское государство. По их мнению, в южных уездах при переходе продолжали руководствоваться 88 статьей Судебника 1550 года.
- Григорий Анпилогов, Борис Греков – считают, что принцип заповедных лет касался всей территории Русского царства.
Нет однозначного объяснения и того, что представляли собой заповедные лета. Основные версии:
- Заповедные годы – это временная и локальная мера, принятая для того чтобы преодолеть тяжелые последствия разорения хозяйства. Сторонники этой теории полагают, что ограничения на выход могли касаться не только частновладельческих крестьян, но и «черного посадского люда».
- Заповедные годы – это последовательный и закономерный этап закрепощения крестьян, логично вписывавшийся в систему развития крепостного права.
Вторая точка зрения является более распространенной среди отечественных историков.
«Черный посадской люд» – это податное население средневековых российских городов. Они обязаны были выполнять многочисленные повинности.
Спор о заповедных годах тесно связан с двумя теориями возникновения крепостного права на Руси:
- «Указная» – закрепощение крестьян связано с принятием конкретных законодательных актов и является инициативой со стороны государства. Основоположник данной гипотезы – Василий Татищев.
- «Безуказная» – крепостное право возникло естественным образом как результат обнищания крестьян и возникновения больших задолженностей перед феодалами. В законодательных документах уже фиксировался сам факт реально происходившего процесса закрепощения. Основоположник – Василий Ключевский.
Татищев полагал, что существовал указ от 1592 года о фактическом введении крепостного права, но впоследствии он был утерян. Многие историки отрицают возможность существования данного документа.
Упоминания о заповедных годах в источниках
Термин «заповедные лета» редко встречается в средневековых русских источниках. Одним из первых хорошо изученных документов является запись в писцовой книге от 12 июня 1585 года, относящаяся к имению землевладельца Сомова, которое было приписано к Новгородской земле.
Последняя из найденных к настоящему времени достоверных записей с упоминанием заповедных лет относится к 12 апреля 1592. Она фиксирует ответ на жалобу о бегстве крестьян из Никольского монастыря и адресована двинскому земскому судейке. В грамоте содержится совет отыскать беглых крестьян и впредь не допускать их выхода в заповедные годы.
Земский судейка – местный судья, избиравшийся на мирском сходе и занимавшийся решением административных дел и хозяйственных споров. Уголовные дела были вне зоны его компетенции
Тот факт, что после 1592 года слово «заповедные лета» не употребляется, сторонники «указной теории» объясняют тем, что в этом году правительством под руководством Бориса Годунова был принят документ об утверждении крепостного права. Противники данной теории объясняют исчезновение термина постепенной утратой его актуальности.
Историк Владимир Аракчеев указывает, что в жалованной грамоте Василия Шуйского Казанскому монастырю от 1608 года встречается выражение «незаповедные лета», что может свидетельствовать об исторической памяти об административной практике 1580-х годов.
Отличие заповедных лет от урочных
Впервые термин «урочные лета» использовался в указе царя Федора Иоанновича от 20 февраля 1597. В нем обозначался пятилетний срок поиска крестьян, которые сбежали от своих владельцев. По истечении этого времени хозяева не имели права подавать в суд на розыск своих работников.
В 1607 году Василий Шуйский пытался ввести 15-летний срок сыска беглых крестьян, но из-за мощного народного восстания под руководством Ивана Болотникова данную меру пришлось отменить.
При первом правителе из династии Романовых Михаиле Федоровиче урочные годы сначала составляли 9 лет, в 1642 году были увеличены до 10 лет для обычных беглых крестьян и до 15 для только что купленных.
По Соборному уложению 1649, принятому при царе Алексее Михайловиче, урочные годы отменялись, и окончательно оформлялось крепостное право.
Таким образом, заповедные лета – это временный запрет на переход крестьян от одного землевладельца к другому, а урочные – это установленный срок поиска беглых крестьян.
Последствия
Введение заповедных лет:
- способствовало закрепощению тяглового сословия;
- приводило к затруднению перехода от одного землевладельца к другому;
- увеличивало количество подаваемых в суды исков о бегстве крестьян.
Уже в 1597 году правительство было вынуждено утвердить порядок подачи заявлений о беглых крестьянах, зафиксировав 5-летний срок их розыска.
Многие историки рассматривают заповедные годы как закономерный этап оформления крепостного права в средневековой Руси.
История термина
Термин «заповедные лета» впервые появляется в документе 1581. В переводе на современный русский язык дословно это означает «запретные годы».
Расшифровка термина:
- «Заповедь» – это повеление, предписание, запрет. Например, в Библии содержатся христианские заповеди.
- «Лета» – так в Древней Руси назывались годы. Отсюда произошло слово «летопись» – описание событий по годам.
По правилам современной русской орфографии допустимы варианты написания: «Заповедные лета» и «Заповедные годы». Иногда встречающийся вариант «заповедные леты» является некорректным написанием термина, так как нарушает грамматические нормы.
Сам факт существования заповедных лет некоторыми историками оспаривается, поскольку термин встречается достаточно редко в ограниченном количестве источников.