Приказная система

Приказы - центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи - дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы - общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы - система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы - управление царским двором.
Приказная система в России

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Управление в Российском царстве

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

  • Посольский (1549 - 1720) - внешняя политика и откуп военнопленных.
  • Разрядный (1535 - 1711) - распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
  • Большая казна - получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
  • Оружейная палата - заведовал оружием.
  • Пушкарский (1577 - 1700) - наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
  • Стрелецкий (1555 - 1701) - управление наземными подразделениями (основа - стрельцы) в армии, в том числе казаками.
  • Рейтарский (1649 - 1700) - управление конными войсками. Основная единица армии - рейтарские войска.
  • Иноземный (1623 - 1701) - общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
  • Поместный - распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
  • Ямской - почтовая связь и сообщения между городами.
  • Каменных дел - ведал каменным строительством в крупных городах.

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный - сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца - все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий - разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный - содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата - пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Заседание Боярской думы

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.