Брестская уния
Брестская уния – соглашение о присоединении Киевской митрополии к Римско-католической церкви, утвержденное на соборе в Бресте в 1596 году. Привело к созданию униатства и обострению религиозных противоречий на западнорусских землях. Решения Брестского собора были официально аннулированы только в 1946 году, фактически же униатство утратило свое влияние после включения белорусских и украинских территорий в состав Российской империи.
Предыстория
В период феодальной раздробленности Древняя Русь распалась на ряд княжеств. В середине XIII века образовалось Великое княжество Литовское, которое постепенно включило в свой состав многие восточнославянские земли. В XIV-XVI веках происходили интеграционные процессы между Литвой и Польшей. Их объединение началось с подписания Кревской унии в 1385 году, а завершилось созданием Речи Посполитой в 1569. Площадь этого государства в период расцвета достигала 990 тысяч квадратных километров.
Правящая элита Речи Посполитой исповедовала католическую веру, в то время как жители восточнославянских земель были приверженцами православия. В результате сближения Литвы и Польши неизбежно на территории современной Беларуси и Украины начались процессы полонизации и обращения в католичество.
Еще одним важным фактором было усиление Москвы, которая после падения Константинополя в 1453 году провозгласила себя «Третьим Римом», и стала претендовать на роль лидера в православном мире. В 1589 году в России было учреждено патриаршество. Борьба за духовную власть над населением восточнославянских земель усилилась.
Причины и предпосылки
Заключение Брестской церковной унии было не случайным явлением, а закономерным историческим процессом, обусловленным условиями существования православной церкви в рамках католического государства.
Основные предпосылки унии 1596 года:
- Подписание Флорентийской унии в 1439 году – стало первой серьезной попыткой объединения католической и православной церквей.
- Падение столицы православия Константинополя в 1453 году – привело к переориентации восточных церквей в сторону Москвы.
- Люблинская уния 1569 – зафиксировала создание Речи Посполитой, что способствовало полонизации населения Великого княжества Литовского.
- Процессы Реформации – вызывали серьезную обеспокоенность верхушки католической церкви, которые теряли контроль над верующими и желали обрести новую паству.
Причины подписания Брестской унии 1596 года:
- Стремление католической церкви распространить свое влияние на восточнославянские земли.
- Кризис православной церкви в Речи Посполитой.
- Желание иерархов Киевской митрополии усилить свои позиции и добиться мест в Сенате.
- Намерение польского короля укрепить единство в стране.
Время и место подписания
Термин «уния» имеет латинское происхождение. Дословно это обозначает «единение», «союз».
Акт, провозгласивший присоединение православной Киевской митрополии к Римско-католической церкви был подписан 23 декабря 1595. Это состоялось в Риме в присутствии православных иерархов, поддержавших унию.
В октябре 1596 в белорусском городе Бресте проходил церковный собор. На него своих представителей отправил король Сигизмунд III, заинтересованный в скорейшем объединении. Поскольку текст соглашения вызывал ожесточенные споры, делегацию короля сопровождала усиленная военная охрана.
Собор проходил в старинном храме, построенном в честь Николая Чудотворца. До наших дней это сооружение не дошло, поскольку оно было разрушено властями в XIX веке при строительстве Брестской крепости.
Окончательно акт был утвержден 9 октября 1596 по старому стилю. Это соответствует 19 октября по григорианскому календарю.
Содержание унии
Подписанию союза предшествовал конфликт между верхушкой западнорусской церкви и православными братствами.
Православные братства – это добровольные объединения верующих мирян и клира, создававшиеся с целью защиты православия. При них действовали школы, благотворительные учреждения, просветительские общества.
Представители православных братств упрекали иерархов в неправедном образе жизни, злоупотреблениях, отступлении от основ христианства. Те в ответ обратились за покровительством к римскому папе и выступили инициаторами унии с католической церковью.
Летом 1595 года епископы Киевской митрополии разработали свои условия соглашения об объединении.
Предложения православных иерархов:
- прямое подчинение западнорусской православной церкви римскому папе;
- неприкосновенность существующих в православии обрядов и догматов;
- сохранность церковных землевладений;
- предоставление высшему духовенству мест в Сенате;
- охрана епископов от притязаний, как со стороны польского духовенства и шляхты, так и православных братств.
Все эти предложения были категорически отвергнуты. Папа Климент VIII в одностороннем порядке утвердил свою конституцию будущего союза.
Содержание унии 1596 года:
- Православные Киевской митрополии должны были подчиниться католическому вероучению.
- Если существующие обряды не противоречили основам католицизма, то их разрешалось оставить.
- Сохранялись все бывшие православные епархии, но они переходили под власть римского папы.
Сторонники и противники унии
Еще до момента подписания соглашения об объединении четко обозначились 3 позиции:
- Ярые лоббисты союза с католической церковью.
- Сторонники подписания соглашения на условиях, обозначенных епископами летом 1595.
- Категорические противники союза.
После того как Рим отверг все предложения иерархов западнорусской церкви, количество противников унии увеличилось.
Одним из главных лоббистов объединения церквей был епископ Владимирский и Берестейский Ипатий Потей. В 1599 году он был назначен главой униатской церкви.
Еще одним активным сторонником унии был епископ Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий. В 1595 году вместе с Ипатием Потеем он ездил в Рим, где присягал на верность папе.
Глава Киевской митрополии Михаил Рогоза занимал более сдержанную позицию. Но он был вынужден подчиниться воле польского короля Сигизмунда III. В 1596 Рогоза подписал акт Брестской унии и стал первым главой униатской церкви. Этот пост он занимал до своей смерти в 1599.
Сопротивление унии возглавил литовский магнат, киевский воевода Константин Острожский. От перехода в униатство отказались также два православных епископа. Это были глава Львовской епархии Гидеон и перемышльский епископ Михаил. Основу протестной базы униатству составили простые священники и миряне.
Борьба униатов и православных
На протяжении почти 40 лет после подписания Брестской унии шла ожесточенная борьба между ее сторонниками и противниками.
У православной церкви отбирались земли, храмы, церковные сооружения. На их защиту становились братства во главе с активными мирянами и клиром. Особенно сильно сопротивлялось Виленское братство, располагавшееся в Свято-Духовском храме. После 1609 года это был единственный православный храм Вильны (сейчас это столица Литвы город Вильнюс).
Противостояние было настолько ожесточенным, что дело доходило до кровавых столкновений. В 1618 году началось мощное восстание в Могилеве, направленное против политики насаждения униатства. А в 1623 году жители Витебска буквально растерзали приехавшего к ним в город униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, который активно преследовал православных.
Несмотря на жестокое подавление восстаний, сопротивление не прекращалось. Католическая церковь была вынуждена пойти на уступки. В 1633 году король Владислав IV издал привилей, разрешающий православным строить храмы и исповедовать свою веру.
Итоги и последствия
Брестская церковная уния не достигла своей главной цели – объединения церквей не произошло. При этом образовалась новая христианская конфессия – униатство. Религиозная картина в Речи Посполитой стала еще более сложной. Теперь здесь сосуществовали 4 основных конфессии:
- католичество;
- православие;
- протестантизм;
- униатство.
Не смогли добиться своих целей и православные иерархи, инициировавшие унию – им не удалось сохранить автономию своей церкви в рамках католичества.
Главным итогом унии стало создание грекокатолической (униатской) церкви. В ней сохранялось богослужение на церковнославянском и западнорусском языке, а также традиционные обряды. При этом она находилась в прямом подчинении римским папам.
Последствия Брестской унии:
- насильственный перевод простого населения в униатство привел к тому, что к концу XVIII века две трети крестьян и мещан западнорусских земель были униатами;
- учреждение униатства сопровождалось мощным сопротивлением со стороны народа, которое порой выливалось в целые восстания;
- православие сохранило свое существование с помощью поддержки братств.
Собор, состоявшийся в 1839 году в Полоцке, постановил присоединить униатов к Русской православной церкви.
В 1946 году на соборе в Львове была провозглашена окончательная отмена Брестской унии.